В одном черном-черном реестре черными-черными чернилами написан был список …
25.05.2023
На сайте информационного портала
«Ветеринария и жизнь» размещена информация об инициативе создания в ближайшее время «черного списка производителей пищевой продукции». Якобы планируется сделать такой список публичным, чтобы им могли пользоваться как торговые сети, которые приобретают продукцию у поставщиков, так и государственные заказчики, которые закупают продукцию для социальных учреждений.
В такой список будут вносить производителей, которые как минимум два раза допустили фальсификацию и в этом их официально уличили органы Россельхознадзора или Роспотребнадзора, говорится в материале. При этом отмечается, что критерий этот простой и понятный. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более что позже в иных СМИ встречается уже другая формулировка: «Чтобы попасть в черный список, … достаточно два раза попасть в поле зрения Россельхознадзора или Роспотребнадзора как производитель контрафактного продукта (!)…».
О чем это говорит? О том, что понятия «фальсификат» и «контрафакт» путают и подменяют, и нужно в первую очередь разобраться с терминологией. Понятие «контрафакт» связано, в основном, с правом собственности граждан и юридических лиц в области интеллектуальной собственности и с нарушениями этих прав. Понятие «контрафакт» дополнительно раскрывается в ГК РФ также именно в сфере интеллектуальной собственности. При этом, понятие «контрафакт», касающееся материальных предметов, то есть товаров, ни в коей мере не связано с техническими характеристиками этих товаров. То есть, товар может быть качественным, соответствовать в этом контексте требованиям законодательства, но, в то же время, являться контрафактным, если затронуты права интеллектуальной собственности*.
Понятие «фальсификат» лежит в сфере предоставления заинтересованным лицам ложной (фальсифицированной, недостоверной) информации о товаре (изделии), связанной, в основном, с его составом, свойствами, качеством, информацией об изготовителе – то есть, по существу, характеристиками товара. В результате поступления в обращение товаров с заведомо ложными сведениями о нем происходит введение в заблуждение приобретателя такого товара (не связанное с нарушением прав собственности, в том числе интеллектуальной, раскрываемой понятием «контрафакт»).При этом важно отметить, что для применения понятия «фальсификат» такой обман должен носить умышленный (заведомый) характер.
Фальсификация в основном распространена среди товаров, которые пользуются стабильным массовым спросом у потребителей
и не предусматривают сложных технологий производства. Пищевая продукция и лекарственные препараты находятся в лидирующем списке объектов, которые чаще всего фальсифицируются.
Однако, в мясной отрасли до сих пор не урегулирован вопрос отнесения пищевой продукции к псевдо-фальсифицированной. Для анализа видового состава продукции используется качественный, а не количественный метод, позволяющий проводить исследование многокомпонентных смесей и продуктов, прошедших термическую обработку. Чувствительность метода крайне высока, что позволяет обнаруживать даже незначительные «следовые» значения компонентов, не заявленных в составе, так как они не использовались при изготовлении конкретно этого продукта, но имеющихся на предприятии в качестве сырья для изготовления других видов продукции.
Мнение отрасли озвучивает Директор Ассоциации Мясопереработчиков: положительные результаты, полученные в результате применения качественного метода не должны являться неоспоримым доказательством фальсификации, и требуется дополнительное комплексное исследование такой продукции. В этой связи необходимо дополнить ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» термином «технологически неустранимая примесь» и предусмотреть предельно допустимые уровни отклонений.
Тем более внесение предприятий по этим основаниям в некие реестры несет изготовителям не только серьезные финансовые, но и имиджевые потери, и может стать инструментом недобросовестной конкуренции.
*В журнале «Мясные технологии», начиная с номера 5 за 2023 год опубликованы статьи Директора Ассоциации Мясопепеработчиков Екатерины Лучкиной «Товарные знаки в мясопереработке: риски или возможности»